Доклад на тему:
Роль руководителя организации
образования в формировании безбарьерной образовательной среды для учащихся с
особыми образовательными потребностями
Подготовила: директор Аршалынской
СШ №1
Клименко Е.А.
В
настоящее время образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья
одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
Препятствиями к получению учащимися качественного образования являются
многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством
инвалидов.
Известно,
что болезни, травмы, дефекты создают особую ситуацию развития личности, так как
у человека, ставшего инвалидом, изменяются условия существования, а отсюда –
качество и стиль жизни. Суть личностной проблемы учащихся с ОВЗ заключается в
его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С
раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их
внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и
жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В
результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга
общения, замыкание «в четырех стенах», депрессия.
По мере взросления дети с ограниченными
возможностями начинают
осознавать,
что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен.
При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к
чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится
социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства .
Обучаясь
совместно с нормально развивающимися людьми, посещая кружки, участвуя в различных праздниках, учащиеся с
особыми образовательными потребностями, тем самым, получают возможность
социализации в среде сверстников. Им оказывается специализированная помощь:
создаются условия на основе психолого-педагогических приемов, направленных на
потребности обучающихся.
В настоящее время в Республике Казахстан активно набирает
темпы инклюзивное образование. Включение каждого ребенка с трудностями в
обучении в общеобразовательный процесс и реализация в нем вариативных моделей
совместного обучения, социально-педагогическая адаптация с целью интеграции
данного ребенка в общество – являются основными целями и задачами инклюзивного
образования.
Инклюзивное
образование ─ это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров
и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст,
пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или
экономический статус, путем активного участия семьи,
коррекционно-педагогической и социальной адресной поддержки персональных нужд
ребенка и адаптации образовательной среды к индивидуальным особенностям и
образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных
образовательных условий.
Основные
организационные условия для развития системы инклюзивного образования
определены в Государственной программе развития образования Республики
Казахстан на 2011-2020 годы. Организация инклюзивной практики предполагает
творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей
потребности не только детей с особыми образовательными потребностями, но
и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной
социальной группе.
В
педагогической общественности имеется понимание необходимости процесса
создания «безбарьерной» образовательной среды и назрела
потребность в разработке технологий организации учебной деятельности,
обеспечивающей эффективность процесса социально-педагогической адаптации детей
с ограниченными возможностями. Таким образом, современная система обучения и
воспитания должна будет подстраиваться под индивидуальные образовательные
потребности ребенка, используя новые подходы к обучению, с применением
различных вариантов форм, методов обучения и воспитания.
Построение безбарьерной адаптивной
образовательной среды призвано уменьшить противопоставление здоровых детей и
детей с ограниченными возможностями, приспособить педагогические технологии к
особенностям и ограничениям ребенка с проблемами в развитии, что позволит семье
снизить порог тревожности в осознании остроты заболевания их ребенка, а также
снизить порог вины перед ним.
Образовательная среда
– это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем
педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их
родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития
личности учащихся и педагогов. Организация безбарьерной
образовательной среды обеспечивает оптимизацию ее влияния на личность.
Любая
образовательная среда определяется совокупностью локальных сред, в которых
функционирует ребенок:
1) я – ситуация;
2) семья;
3) класс (группа);
4) учреждение образования;
5) двор, микрорайон и др.
Организация адаптивной безбарьерной образовательной среды в работе с
детьми с ограниченными возможностями развития подразумевает, что при
определенной поддержке родителей и педагогов ребенок с проблемами в развитии
становится обычным, часто неотличимым от других членов общества.
Для достижения этой цели руководителю
организации образования и педагогическому коллективу необходимо решить задачи:
1.
Создание педагогических условий для
освоения образовательной программы
─ организация безбарьерной,
развивающей предметной среды:
─ формирование у детей позитивной,
социально-направленной учебной мотивации;
─ применение
адекватных возможностям и образовательным потребностям обучающихся
педагогических технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
─ адаптация и модификация содержания учебного
материала для освоения ребенком с ограниченными возможностями;
─ адаптация имеющихся или разработка необходимых
учебных и дидактических материалов и др.
2.
Создание условий для успешной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников,
школьном сообществе:
─ организация уроков, внеучебных и внеклассных
мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
─ организация внеклассной работы, направленной на
раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в
самовыражении, участии в жизни класса, школы;
─ использование адекватных возможностям детей способов
оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3.
Обеспечение работы службы
психолого-педагогического сопровождения:
─ привлечение специалистов
психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации
образовательного процесса в инклюзивном классе;
─ формирование запроса на методическую и
психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со
стороны «внешних» социальных партнеров
4. Ресурсное обеспечение процесса включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс общеобразовательной
школы. В общеобразовательной школе необходимо обеспечить соответствующие
специальные образовательные условия, создание которых должно базироваться на
оценке индивидуальных потребностей ребенка с ограниченными возможностями
осуществляемой при обследовании в ПМПК.
5. Кадровое обеспечение процесса включения детей с
ограниченными возможностями в учебный процесс общеобразовательной школы.
Большую
роль в адаптации детей с ограниченными возможностями играет
психолого-педагогическая служба.
Цель
функционирования психологической службы заключается в максимальном содействие
психическому развитию, становлению личности ребенка, устранение недоразвития в
предшествовавших возрастных этапах и раскрытие способностей детей. Среди задач
социально-педагогической работы в инклюзивной школе особо выделяется задача
расширения контактов между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми
сверстниками.
Особая
роль в процессе психолого-педагогического сопровождения принадлежит социальному
педагогу, основные задачи которого заключаются в социальной защите прав детей,
создании благоприятных условий для развития ребенка, установлении связей и партнерских
отношений между семьей и образовательным учреждением.
Социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации
детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также
органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков,
обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями. Кроме того, социальный педагог
курирует инклюзивное образование, работает с педагогами по вопросам инклюзии.
Психолог
проводит диагностику, изучает уровень тревожности, проводит регулярные коррекционно-развивающие
занятия, направленные на адаптацию детей с ОВР. Как правило, эти занятия дают
хорошие результаты.
Хорошие результаты дает совместная
скоординированная работа психолога, логопеда и учителя-предметника. Специалисты
разрабатывают совместный план и работают каждый индивидуально с ребенком
согласно плану.
Центральной фигурой, на которой лежит
большая ответственность за качество обучения всех и каждого, конечно же,
является учитель. Именно от учителя зависит психологический микроклимат в
классе, выбор оптимальных методов и форм обучения, усвоение учащимися знаний.
Учитывать все эти аспекты учителю помогает исследование в действии. Учителя нашей
школы в инклюзивных классах постоянно наблюдают за своими учениками, за тем,
как происходит процесс обучения, пересматривают и адаптируют планы, отмечают
достигнутые результаты, и основывают дальнейшее обучение на том, что они для
себя извлекли. Использование исследования в действии позволяет учителю
подвергать сомнению собственную практику. Учитель постоянно задает себе вопросы и ищет на них
ответы с целью улучшения своей профессиональной практики. Учитель всячески задействует все имеющиеся ресурсы для
того, чтобы обогатить обучение своих учеников, улучшить качество преподавания.
Другим подходом, позволяющим исследовать деятельность отдельных учеников на
уроке, является Lesson
study-
урок- исследование. Методика Lesson
study эффективна,
поскольку помогает учителям:
ü наблюдать
процесс учения детей, проявляющийся более отчетливо в различных действиях и
деталях;
ü увидеть
разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения
и тем, что происходит в реальности;
ü понять,
как планировать обучение, чтобы оно в результате удовлетворяло потребности
всех и каждого учащегося.
Во время таких уроков в нашей
школе учителя фокус-группы наблюдают за
отдельными учащимися, в том числе за учащимися с ограниченными возможностями, и
смотрят на урок с позиции учеников. Такие
уроки позволяют нам сделать процесс обучения более эффективным, обеспечить
инклюзивность на всех этапах урока.
Каждый
учитель должен знать, что все его ученики
индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный
материал. Задача педагога
состоит в том, чтобы правильно организовать учебный процесс, дать возможность детям
научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности,
наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Качественное
обучение подразумевает индивидуальный подход.
Но это не означает, что каждый
учащийся в классе делает что-то свое, совершенно другое. Это означает, что у
каждого отдельного учащегося в классе могут быть немного различные ожидаемые результаты. Каждый учащийся должен
иметь возможность овладевать чем-либо, осваивать знания и навыки на собственном
опыте. Учащиеся должны испытывать ощущение того, что они выполнили что-либо
сами, и сделали это хорошо. Как добиться этого? Здесь на помощь учителям нашей
школы приходят новые подходы в обучении: работа в группе, диалоговое обучение,
которые развивают навыки работы в команде, дают возможность взаимообучению.
Ведь еще Барнс (1971) утверждал, что
обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в
результате использования вербальных средств: говорения, рассуждения и
аргументации. Совместная беседа учеников приносит большую пользу.
Стратегии
развития критического мышления призваны развивать нестандартное мышление у
детей, информационно-коммуникационные технологии делают урок интереснее, ярче и
эффективнее. Оценивание для обучения помогает нашим учителям понять, что
учитель и учащийся должны предпринять для дальнейшего развития. Этот вид
оценивания имеет большое значение в работе с детьми с ОВР, потому как не всегда
учитель может оценить их суммативно. Формативное оценивание позволяет
мотивировать учащихся, поднимать их самооценку.
Дифференцированное обучение позволяет учитывать возрастные и психологические
особенности всех учащихся, обеспечивает индивидуальный подход. На каждого
учащегося с ОВР ежемесячно каждым учителем разрабатываются маршрутные листы,
где отражаются временной интервал,
краткосрочные цели, содержание деятельности, ожидаемый результат, динамика
развития ребенка. Маршрутные листы помогают отслеживать динамику развития
ребенка, корректировать программу согласно тому, что было усвоено учащимся, а
что нет.
Учитель должен постоянно совершенствоваться,
работать над личностным ростом, должен быть лидером в своем деле. Именно с этой целью в нашей школе
создано профессиональное сообщество
учителей, которое дает возможность делиться опытом, найти ответы на
интересующие вопросы, взаимообучаться, совместно находить пути решения различных
проблем в обучении. Регулярные коучинги, тренинги, мастер-классы, деятельность
менторов позволяют нашим учителям
постоянно развивать в себе лидерские и профессиональные качества.
Инклюзия дает
право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия
критериям стандарта. Наша школа выполняет не только образовательные
функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через
уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование
личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет
личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как
гуманность, толерантность, готовность к помощи. И задача руководителя –создать
такую безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, не зависимо
от социального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать
себя уверенно, комфортно, будет расти и развиваться.
Использованная
литература
1.
Формирование безбарьерной
образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методическое пособие.
2.
Интернет-ресурсы.