Исследовательская работа ученицы 3 «А» класса Хоревой Надежды на тему: «Развитие книжного переплёта»
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В учебном процессе современной школы находит всё большее применение практика использования методов исследовательского обучения.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
В целях актуализации, привлечения к активному использованию педагогами в учебной деятельности метода проектов, стимулирования интереса к исследовательской деятельности у учащихся, был организован методистом РОО Сабырбаевой Д.Б. и учителями первого уровня Добродомовой Л.М и Дегтярёвой Л.Д. и проведён в Аршалынской средней школе №1 районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся 1-4 классов.
Цель конкурса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся начальной школы путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
В данном мероприятии приняли участие 55 учеников из школ района. Прослушивание работ проходило в 3 секциях по различным направлениям. Члены жюри внимательно выслушали выступление каждого участника и дали соответствующую оценку в соответствии с критериями оценивания проекта.
Были представлены проектные работы на всевозможные темы по разным направлениям. Жюри по достоинству оценили самые лучшие работы учащихся, которые были отмечены грамотами. Заслуженную награду, Гран-при, получила ученица nАршалынской средней школы №1 Хорева Надежда
Работа Хоревой Надежды представляет собой исследование бумаги из растительного и вторичного сырья и процесса создания книги от содержания до переплёта. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Человечеству необходимо задуматься о том, как заменить древесную целлюлозу другими более доступными материалами.
Содержание работы соответствует заявленной теме. Надежда проявила интерес к исследованию бумаги из растительного и вторичного сырья и созданию книги, т.к. является активной читательницей детской литературы и заинтересована в том, что книги должны занимать ведущее место в сохранении знаний накопленных веками и передаче их следующим поколениям.
Текст работы изложен на 15 страницах печатного текста, что представляется достаточным для учащегося начальной школы. Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации. В введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой - основной части даны сведения об истории возникновения книги. В интересном и доступном изложении, Надя раскрывает становление
книги с древних времён и до настоящего. Знакомство с данной работй подводит нас к пониманию того, что в современном мире, где все оцифровано, в электронных библиотеках собраны миллионы электронных книг, особенно ценятся древние рукописные или печатные книги, сделанные руками мастеров.
Во второй главе описывается исследование, а результаты представлены в виде фотографий, таблиц и рисунков. В ходе исследования Надя посетила районную библиотеку, узнала много интересного о книгах, изучила историю книги, познакомилась с видами и формами переплётов книг. Изучение технологии изготовления бумаги в древности помогло ей в проведении эксперимента по изготовлению бумаги из комнатного растения, из кожуры банана, из сухой травы, из макулатуры. Завершением эксперимента явилось создание книги-манускрипт – сборника школьных сочинений и проектов учащихся 3 «А» класса. В ходе проведённых экспериментов, были сделаны выводы, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы. В своей работе она хочет подвести нас к тому, что можно без уничтожения деревьев перейти к изготовлению бумаги из других материалов.
Данная исследовательская работа была выполнена Надеждой совместно с мамой Людмилой Вадимовной, папой Владимиром Владимировичем и братиком Егором, которые советовали, участвовали в проведении эксперимента, были активными помощниками.
Практическая значимость данной иследовательской работы в том, что материалы исследования можно применять в работе с учениками на уроках познания мира, литературы в начальных классах, уроках истории и географии в среднем и старшем звене учащихся школ.
Руководитель: Добродомова Л.М., учитель 1 уровня.