О принципах воспитания
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего- люди.
Из них на первом месте
– родители и педагоги.
А. Макаренко
Настоящий педагог не только передаёт свои знания, но и воспитывает. И если положить на весы знания и воспитание, я считаю, что перевесит воспитание.
Не каждому человеку суждено стать ученым или первоклассным специалистом. Но каждый должен стремиться стать человеком, обладать такими качествами как эмпатия, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность. Этот список можно продолжать очень долго. Это те качества, которые позволяют человеку жить и взаимодействовать в обществе. А прививаются они, в первую очередь, в семье, при условии, что родители сами воспитаны, и в школе. И если родители делают это интуитивно, возможно, копируя опыт бабушек и дедушек, то педагоги учатся искусству воспитания и профессионально подходят к данному вопросу. Не зря Белинский сказал, что воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В основе воспитания лежат принципы. Они всегда определенны, обусловленные закономерностями воспитания. Принципы вполне можно считать своего рода законами деятельности педагога.Что же дают нам эти принципы?
У Ошо есть такое высказывание: Человек осознанности, понимания действует. Принцип субъектности побуждает воспитанника к рефлексии, самооценке и к самоанализу события, действия. Педагог апеллирует к разуму воспитанника, предлагая высказать своё мнение или отношение к происходящему.
Согласно принципу ценностности педагог учит детей выявлять скрытую ценность жизни в обыкновенных вещах. Ценностное отношение, в свою очередь, преобразует обыденные действия и человека. Причём, отношение обладает большей силой влияния на поведение чем приказная норма. Убеждение и мотивация к самоанализу, к оценке события имеет гораздо больший воспитательный эффект. Потому как, осмыслив и оценив, ребенок сам приходит к выводу о том, как поступить в конкретной ситуации. И это уже его выбор, позиция ребёнка.
Известный немецкий писатель ЭкхартТолле считает, что жизнь всегда происходит сейчас. Я раньше не задумывалась над тем, как именно «здесь и сейчас» используется в воспитании. Оказывается, чтобы реализовать принцип целостности в общении с детьми надо помнить о том, что жизнь проживается именно сейчас. И каждый миг взаимодействия с ребёнком это и есть настоящая жизнь, жизненный опыт ребёнка, который является базовым для него.
Общие принципы воспитания всегда связаны друг с другом, действенны на любом этапе, в любой сфере воспитательного процесса. И от того, насколько педагог владеет этими принципами, может руководствоваться ими в тот или иной момент педагогического взаимодействия, зависит успех воспитательного процесса. Нельзя не согласиться со словами Т. Рузвельта о том, что воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Над этим стоит задуматься каждому педагогу.