«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кентінің №1 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №1 поселка Аршалы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области»

Соцсети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Использование новых подходов в инклюзивном образовании.

12.04.2017

Использование новых подходов в инклюзивном образовании.

                В настоящее время во всем мире пристальное внимание уделяется людям с ограниченными возможностями. Всё чаще мы сталкиваемся с понятиями «инклюзия», «включение». Развитие инклюзивных параметров школы представляет собой непрерывный процесс изменений и перемен на пути укрепления различных форм

участия учителей, учащихся, родителей и членов местного сообщества в работе школы, на пути развития культуры школы. Когда школа выбирает инклюзивный подход, особое значение имеет развитие положительного отношения к детям из особо ранимых групп, постоянное стремление понимать образовательные потребности

этих учащихся и вовремя выявлять любые возможные препятствия для удовлетворения этих потребностей.

         Центральной фигурой, на которой лежит большая ответственность за качество обучения всех и

каждого, конечно же, является учитель. Именно от учителя зависит психологический микроклимат в классе, выбор оптимальных методов и форм обучения, усвоение учащимися знаний. Учитывать все эти аспекты учителю помогает

исследование в действии. Учителя нашей школы в инклюзивных классах постоянно наблюдают за своими учениками, за тем, как происходит процесс обучения, пересматривают и адаптируют планы, отмечают достигнутые результаты, и основывают дальнейшее обучение на том, что они для себя извлекли. Использование Action Research -

исследования в действии позволяет учителю подвергать сомнению собственную практику. Учитель  постоянно задает себе вопросы и ищет на них ответы с целью улучшения своей профессиональной практики.

Учитель  всячески задействует все имеющиеся ресурсы для того, чтобы обогатить обучение своих учеников, улучшить качество преподавания. Другим подходом, позволяющим исследовать деятельность

отдельных учеников на уроке, является Lesson study- урок- исследование. Методика Lesson study эффективна, поскольку помогает учителям:

ü наблюдать процесс учения детей, проявляющийся более отчетливо в различных действиях и деталях;

ü увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения и тем, что происходит в реальности;

ü понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате удовлетворяло потребности

всех  и каждого учащегося.

Во время таких уроков в нашей школе  учителя фокус-группы наблюдают за отдельными учащимися, в том числе за учащимися с ограниченными возможностями, и смотрят на урок с позиции учеников. Такие уроки позволяют нам сделать процесс обучения более эффективным, обеспечить инклюзивность на всех этапах урока.

         Каждый учитель должен  знать, что все его ученики

индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал. Задача педагога

состоит в том, чтобы правильно организовать учебный процесс, дать возможность детям научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности, наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Качественное обучение подразумевает индивидуальный подход.

Но это не означает, что каждый учащийся в классе делает что-то свое, совершенно другое. Это означает, что у

каждого отдельного учащегося в классе могут быть немного  различные  ожидаемые результаты. Каждый учащийся должен иметь возможность овладевать чем-либо, осваивать знания и навыки на собственном

опыте. Учащиеся должны испытывать ощущение того, что они выполнили что-либо сами, и сделали это хорошо. Как добиться этого? Здесь на помощь учителям нашей школы приходят новые подходы в обучении: работа в группе, диалоговое обучение, которые развивают навыки работы в команде, дают возможность взаимообучению. Ведь

еще Барнс (1971)  утверждал, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, рассуждения и аргументации. Совместная беседа учеников приносит большую пользу.

 Стратегии развития критического мышления призваны развивать нестандартное мышление у детей, информационно-коммуникационные технологии делают урок интереснее, ярче и эффективнее. Оценивание для обучения помогает нашим учителям понять, что учитель и учащийся должны предпринять для дальнейшего развития. Этот вид оценивания имеет большое значение в работе с детьми с ОВР, потому как не всегда

учитель может оценить их суммативно. Формативное оценивание позволяет мотивировать учащихся, поднимать их самооценку.  Дифференцированное обучение позволяет учитывать возрастные и психологические особенности всех учащихся, обеспечивает индивидуальный подход. На каждого учащегося с ОВР ежемесячно каждым учителем

разрабатываются маршрутные листы, где отражаются  временной интервал, краткосрочные цели,

содержание деятельности, ожидаемый результат, динамика развития ребенка. Маршрутные листы помогают отслеживать динамику развития ребенка, корректировать программу согласно тому, что было усвоено учащимся, а что нет.

Учитель должен постоянно совершенствоваться, работать над личностным ростом, должен быть лидером в своем деле.  Именно с этой целью в нашей школе создано  профессиональное сообщество учителей, которое

дает возможность делиться опытом, найти ответы на интересующие вопросы, взаимообучаться, совместно находить пути решения различных проблем в обучении. Регулярные коучинги, тренинги, мастер-классы, деятельность менторов  позволяют нашим учителям постоянно развивать в себе лидерские и профессиональные качества.

Немаловажным условием эффективности инклюзивного образования является участие родителей в

жизни школы. Мы хотим, чтобы родитель был партнёром, но часто родитель,  к сожалению, не предпринимает никаких усилий, чтобы помочь ребёнку, а во всём полагается на школу. В процессе развития

инклюзивного образования позиция родителей приобретает большую активность. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача нашего школьного сообщества.  В данном направлении  работу с родителями осуществляют социальный педагог и психолог посредством реализации проекта «Школа

семейного воспитания». Данный проект предполагает обучение родителей посредством тренингов, семинаров, встреч в нестандартной форме основам воспитания ребенка, особенностям развития детей,

разъяснение всех интересующих вопросов, проведение совместных семейных мероприятий. Таким образом, мы «разворачиваем» родителей в сторону школы, привлекаем их к участию в жизни школы, и они становятся нашими союзниками в деле воспитания и образования школьников.

Кроме того, хорошей формой организации обратной связи с родителями для нас стал «Ящик доверия», с помощью которого родители могут выразить свое мнение об уроках, о жизни школы, а также высказать замечания и задать интересующие их вопросы. Нашим родителям такая форма работы пришлась по душе. Они с удовольствием записывают свои замечания и предложения.

Позиция нашей школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где

образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизнедеятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных

возможностей. Важно слышать «голос ученика» и знать психологическое состояние ребенка, знать, что тревожит ребенка, что он чувствует, что его волнует. Хорошим способом для нас узнать психоэмоциональный фон в школе является «Стена доверия» для детей, на которой учащиеся могут написать о том, что их волнует,

задать интересующие их вопросы, выразить свои чувства. Школьникам очень нравится поднимать вопросы, выражать эмоции. А для учителей и администрации это хороший метод оценить ситуацию в школе, увидеть жизнь школы и обучение с позиции ребенка.

 Немаловажную роль в воспитании и обучении учащихся имеет создание ситуации успеха. Оптимальным методом создать такую ситуацию в нашей школе  является «Стена успеха», где дети могут написать о своих даже очень маленьких успехах и победах. Большое значение «Стена успеха» и «Стена доверия» имеет именно для детей с ОВР, которые не всегда могут сказать о своих проблемах, равно как и успехах, своим сверстникам и учителям, а такие нестандартные формы обратной связи помогают им делиться своими впечатлениями, выражать свои эмоции и чувства.

Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия

критериям стандарта. Наша школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где учащиеся и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. Использование

новых подходов в обучении позволяет нам обеспечить инклюзивность образовательному процессу, процессу обучения, позволяет учитывать способности и возможности каждого ученика, правильно оценивать, развивать личность ребенка.  Сегодня каждый ребёнок должен быть услышан и понят. Каждый ребёнок имеет право обучаться и развиваться , не смотря ни на что.

Источники

1.    Материалы Мишель де Фоссэ в рамках проекта Фонда Сорос-Казахстан «Серия региональных семинаров по инклюзивному образованию», 2011-2012.

2.    Пит Дадли . Lesson Study/ Теория и практика применения.

3.    Руководство для учителя. Третий базовый уровень

4.     http://reg-school.ru/tula/tula/prolet51/napravleniya-raboty-shkoly/individualnaya-obrazovatelnaya-programma.pdf

5.     http://www.s_krasn.tat.edu54.ru/p71aa1.html

6.     http://www.znaem-mozhem.ru/node/1171

7.     http://www.socpolitika.ru/files/11567/st_pet_conference_inclusive_ed_june2008_rus.pdf

 

 

 

 

Просмотров: 300


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст