ЕНТ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Всем участникам образовательного процесса известно, что задача совершенствования системы управления качеством образования и внедрения новых технологий в учебный процесс актуальна и своевременна для нашего образования. Важно понимать, что психологический компонент данной подготовки все еще остается недостаточно разработанной областью психолого-педагогической теории и практики.
Вместе с тем ряд задач подготовки к ЕНТ, таких как высокий уровень стресса у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕНТ, вполне может сегодня решаться силами психологической службы школы и способствовать более успешной сдаче этого экзамена.
Выделяются три основные группы трудностей ЕНТ: когнитивные, личностные и процессуальные.
Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕНТ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагога важен объем знаний, то спсихологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями.
В чем заключаются трудности? Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями.
Тестирование предполагает формирование особых навыков:
- выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;
- оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Традиционное обучение, как правило, более контекстно, в большей степени делает акцент на умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.
Чем может помочь психолог?
Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕНТ. На наш взгляд, это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую.
В работе с выпускниками при подготовке к ЕНТ для преодоления когнитивных трудностей используют задания двух типов:
Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
В чем заключаются эти трудности? Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре еНТ. При традиционной форме сдачи экзамена подросток может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменом на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т. д.), я делал так».
ЕНТ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕНТ, никак не обоснованное и от этого еще более пугающее: «Сдать ЕНТ все равно никто не сможет», «Придется сдавать ЕНТ, значит, хорошую оценку не получить».
Традиционно ситуация экзамена к школе во многом смягчается тем, что детей окружают знакомые люди. Вне зависимости от того, как учителя относятся к ребенку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую испытывает ребенок.
Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога. Но даже такая необъективность может поддерживать ученика, поскольку позволяет ему «сохранить лицо»: заниженная оценка учителя помогает поддерживать собственную самооценку, а мысль о том, что «вступительные экзамены в институт еще покажут, как я знаю на самом деле», тоже снижает тревогу. При сдаче ЕНТ выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое - взрослые, дети, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода репетицией вступительных, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕНТ - это: вступительный экзамен, и это повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся. Основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.
Чем может помочь психолог?
Прежде всего, очень важно предоставить достаточно информации о том, что такое ЕНТ, уделив особое внимание его позитивным сторонам. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, можно провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена. Помогая выпускнику осознать, что оценка ЕНТ не имеет фатального значения, психолог тем самым способствует большей уверенности.
«Что самое страшное может случиться, если оценка ЕНТ будет низкой? Какие преимущества даст высокий балл ЕНТ?» Обсуждение таких вопросов с выпускниками поможет им составить более реалистичный образ этого «незнакомого зверя».
Очень полезным будет также выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕНТ. Это может быть «мозговой штурм» или дискуссия, где дети смогут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, которыми выпускники делятся друг с другом. Необходимо также привлечь к этой работе родителей и педагогов, так как они, вольно иди невольно, могут поддерживать тревоги выпускников.
3. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕНТ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
В чем заключаются эти трудности? Можно выделить несколько групп.
Процедура ЕНТтребует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определитьдля себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. И здесь мы сталкиваемся еще с одной специфической проблемой, о которой мы уже упоминали. При традиционной форме проведения экзамена способы подготовки и организации деятельности во время экзамена более или менее одинаковы. На письменном экзамене ученики имеют стандартный набор заданий, с которым они должны справиться, на устном изложить заранее выученное содержание экзаменационного билета. А в случае ЕНТопределение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Следование какой-то рекомендуемой, а не индивидуальной, эффективной для себя стратегии работы можнопривести к тому, что человек делает не то, что ему удобно, и этов конечном счете приводит к снижению результата. На выбор стратегии оказывает влияние множество факторов. Например, он может зависеть от уровня притязаний. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний), отсутствие информации о том, как будет оцениваться работа, может привести к выбору неэффективной для себя стратегии. Таким образом, процессуальные трудности связаны с недостаточным знакомством с процедурой экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Чем может помочь психолог?
Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕНТ. С нашей точки зрения, хороший поддерживающий эффект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕНТ, но ее проигрывание, причем в юмористической форме. Комическое представление пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги. Такое проигрывание может также включать совместное с детьми сочинение комических вопросов и подготовку юмористических заданий друг для друга.
«Кроме того, психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника». Также психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками:
Кроме того, школьный психолог разрабатывает психологические рекомендации, реализовывает специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации.